www.serjik.ru
 
Untitled Document

| новости | обо мне | фото | видео | статьи | форум | сделай сам | стантрайдинг |

 

 

Untitled Document
о мотоцикле
обслуживание
фото
история
микрофиши
мануал
расходники
статьи
 

Регулировка клапанов на моторе с VTEC !

"Мото" 03.2007
Автор : Лев Гаряев
Фото : Дмитрий Тюрин.

Классное изобретение - VTEC! Благодаря возможности отключать два из четырех клапанов на цилиндр, «хондовские» моторы с этой системой газораспределения обладают завидной эластичностью. Но время не щадит ничто, и наступает день, когда клапанные зазоры системы VTEC потребуют регулировки. Но если с обычными клапанами, которые «молотят» без пауз, трудностей никаких, то подключаемые регулируются достаточно хитро. Эту хитрость и попробуем перехитрить.
Для начала разберемся, как эта система работает - на примере мотора Honda VFR800.
В каждой паре клапанов один стандартный (он работает все время), второй подключается на высоких оборотах. Как? Достаточно просто: распредвал своим кулачком давит на подпружиненный стаканчик-толкатель, в котором сидит первая маленькая хитрость, а именно, исполнительный механизм VTEC - втулка с подпружиненным плунжером. Когда пружина держит плунжер в исходном положении, его отверстие совпадает с отверстием во втулке, а вместе они скользят по стержню клапана вхолостую. Стаканчик с плунжерной втулкой к распредвалу прижимает «персональная» пружина .

Вот и получается, что зазора вовсе нет и мерить нечего: стаканчик можно отжать от распредвала настолько, насколько угодно.
Теперь представим ситуацию, когда «мозг» системы управления двигателем принимает решение о «всеобщей клапанной мобилизации». От «мозгов» электрический сигнал идет на реле, оно включает электромагнитный клапан, врезанный в масляную магистраль. Масло под давлением через отдельную «втековую» магист­раль поступает к... правильно, к тем самым отключенным клапанам, а точнее, к их толкателям. Добравшись до плунжеров, масло с твердой уверенностью смещает их, как бы ни «бастовали» возвратные пружинки.
Получается, что отверстия в плунжерах уже не совпадают с отверстиями во втулках (см. фото), и стержни клапанов начинают упираться в отведенные специально для этого места на плунжерах. В результате все клапаны начинают работать.
Приступая к регулировке, начнем с простого: определим, какие клапаны «втековые», а какие простые. Распознать, что есть что, довольно просто, ведь у первых толкатели плотно прижаты к кулачкам распредвалов, в то время как между кулачками распредвалов и толкателями «простых смертных» клапанов есть зазор. В простых клапанах он измеряется и регулируется как обычно - шайбами, и заострять внимание на этой, не раз описанной операции не станем. Опять же, когда снимите распредвалы, «втековые» толкатели поведут себя в прямом смысле выскочками: их «особенная гордость», подогретая силой пружин, сильно возвысит их над постелями распредвалов. Теперь прибегнем к обманному маневру, позволяющему измерить (а затем и отрегулировать) зазоры на «выскочках».
Сначала надо вытащить толкатели из их обители, а затем и пружины, скрытые под ними. Вслед за тем из толкателя нужно вынуть плунжерную втулку. При этом полезно посветить фонариком на донышко толкателя - дабы увидеть на нем цифры, обозначающие его толщину (если у простых клапанов регулирующий элемент - шайба, «живущая» между толкателем и стержнем клапана, то здесь сам стаканчик). Эти цифирьки стоит записать - потом будет меньше головной боли, когда будете считать зазоры Теперь нужно сымитировать «боевой режим» для плунжера: сместите его во втулке. Можно, конечно, заказать спешлтул и воспользоваться им, а можно поступить проще: поджать плунжер каким-нибудь маленьким, подходящим по длине (чтобы

Клапан отключен, плунжерная втулка легко скользит по стержню клапана.

Вот так плунжер, смещаясь под воздействием напористого масла, перекрывает отверстие во втулке и заставляет клапан работать.


плунжер сместился до упора) винтиком и запихнуть в толкатель. Затем все соберите в обратной последовательности (я имею в виду, толкатели и распредвалы нужно установить на свои места), только умышленно забыть большую пружину, поджимающую толкатель к распредвалу.


Сообразили, зачем весь этот цирк? Если нет, поясню: выкинув пружину и «заневолив» плунжер, мы сымитировали активацию системы. Теперь можно измерить зазор и на «втековых» клапанах. Обладая цифрами зазоров реальных и сравнив их с паспортными значениями зазоров «мануальных», можно отправляться заказывать шайбочки и толкатели.
Убедились, что не так страшен VTEC, каким кажется с первого взгляда? Любой, даже самый мудреный технический шедевр можно «обхитрить» с помощью смекалки.
Товарищ, помни! Запчасти на заказ поступают не менее, чем через две недели после запроса, так что не полагайтесь на память - легко забыть, откуда какой взялся распредвал или стаканчик-толкатель. Пометьте их расположение!

Материал подготовлен при содействии «Мотосервис.Ру» (www.motoservice.ru).

наверх

<<назад


     

Serjik(c) 2007